Сторінки

середа, 12 червня 2013 р.

Generative art. Структура хаоса, искусство порождающее себя само.

Eno Henze. Tomorrow will be like today - 2010г

Что общего между сакральной геометрией славян, Джексоном Поллоком, Моцартом и Браяном Ино? И кто такой Эно Энзе?

Generative art (порождающее искусство или генерируемое искусство) - нечто больше чем искусство человеческое. Иногда более органическое, иногда напрочь синтетическое. Почти всегда непонятное уму, но близкое моему сердцу.

Ключевым элементом в generative art является существование некой системы, которой художник частично или полностью передает контроль над созданием произведения искусств. Таким образом, не важно, является ли система высокотехнологичной, главное - она должна быть достаточно совершенна, что бы управлять арт процессом.[1]

Дженератив арт – это не стиль, и даже не философия. Это не школа и не эпоха. Людей работающих в этом ключе обычно ничего не объединяет, не роднит и не связывает. Однако все они в свое время искали нечто большее. Что-то находящееся вне их сил и компетенций. Возможно, это и склоняло их выбирать самые неожиданные методы и инструменты. Именно в таких, неожиданных, коллаборациях художника и системы  рождается самое неожиданное и непредсказуемое по своей природе искусство.

Огромное заблуждение думать, что порождающее искусство еще одно проявление контемпорарти арта, которое завтра умрет. Естественно повышенные интерес к порождающему искусству  сегодня связан с бурным развитием технологий, которые предоставляют непаханое поле для творчества. Мощные компьютеры для вычислений, 3d проекторы и 3d принтеры для визуализации, всяческие датчики движения для интерактивности и далее и более.

Но корни явления уходят к истокам культур. Ведь любой сакральный орнамент, присутствующий в языческих культурах, строился на четких правилах и законах – только в этом случае он мог иметь магическую силу. Таким образом, следуя определенной визуальной системе, древние творцы верили, что взаимодействуют с высшими силами природы.

Орнаменты славян. Макош.

Использование определенной системы, определяющей, создающей произведение искусства не ограничивается сакральными практиками. Как и не ограничивается использованием новых технологий. Есть множество примеров использования системы, как художественного метода и у авангардных живописцев, и у музыкантов и у первопроходцев медиа- и кибер- арта, парадоксально, но даже писатели и журналисты иногда используют в своем творчестве приемы дженератив арта.

Есть две диаметрально противоположных возможности использовать порождающую систему. Упорядочивать происходящее при помощи определенных алгоритмов, или, наоборот, выбрать наиболее случайный способ построения художественного произведения.
Как пример алгоритмической живописи и графики можно привести работы Мориса Корнелиса Эшера – абсолютно уникального художника, работающего на грани изобразительного искусства и математики. Каждая его работа имеет в своей основе определенную математическую теорию. Вот, например, одна из его визуализаций неэвклидовых пространств, описанных Пуанкаре.

Морис Эшер. "Предел круга с бабочками" - 1950г

Если говорить о рандомизации – использовании случайности при создании арт объекта, мне в первую очередь вспоминается Джекссон Поллок, с его приемом разбрызгивания красок по холсту. 


Джекссон Поллок. Номер 8 - 1949г.

Классическим примером, который приводит уже упомянутый Филлип Галантер, являются «случайные вальсы» Моцарта. Для создания этих работ Моцарт использовал специально заготовленные отрывки, последовательность игры которых выбиралась по специальной таблице, исходя из результата брошенных костей.

И раз уж речь зашла о музыке – как же не вспомнить о Браяне Ино, отце эмбиент музыки, авторе альбома «Generative music I» 1996 года и человеке, побывавшего еще во многих ипостасях. О нем пока больше ни слова, просто слушаем.


Brian Eno. Generative music 1- 1996г

Приемы порождающего искусства сейчас широко используются в весьма практических сферах – в архитектуре, промышленном дизайне и даже в изготовлении ювелирных украшений.

Но об этом позже.

И да. Все упомянутые здесь личности, в том числе Эно Энзе, будут обсуждаться отдельно. Так что, кого заинтересовало – следите за обновлениями. 

1http://www.philipgalanter.com/downloads/ga2003_paper.pdf - теоретик дженератив арт, кого интересует академическая основа явления - прошу сюда, текст, естественно, на английском.

Немає коментарів:

Дописати коментар